Кулоны из металла появились, как только люди освоили производство железа и бронзы. Древнейшие бронзовые ожерелья, собранные из нескольких похожих друг на друга кулонов, были обнаружены при раскопках поселений одного из самых древних государств Европы – Урарту.
В Поволжье, в царском захоронении I века до нашей эры, были найдены очень сложные и поразительно красивые ювелирные украшения, которые были вырезаны из цельного золота. Автор этих ожерелий, подвесок, кулонов, колец и браслетов, мог бы считаться одним из лучших ювелиров в истории, но, к сожалению, остался неизвестным.
Во времена средневековья были изобретены открывающиеся кулоны из золота, в которых первоначально хранили яд. Особенно любили такие кулоны знаменитые семейства Медичи и Борджиа. Борджиа хранили яд в открывающихся перстнях, и после раскрытия их фокуса при королевском дворе на некоторое время ввели запрет на кольца. Это и стало предпосылкой к появлению открывающихся кулонов, разработанных талантливыми ювелирами Италии. В одной из частных коллекций имеется в своем роде уникальный экспонат – кулон с крупным хризопразом. Камень распилен пополам, и его верхняя половина откидывается, служа крышечкой, а внутри камня имеется камера, предназначенная для хранения яда. Кулон выполнен идеально, и является одновременно и красивейшим украшением, и совершенным орудием убийства. Молва говорит, что этот кулон изготовил либо Леонардо да Винчи, либо Микеланджело. Но эти истории не вызывают доверия. Действительно, эти великие люди были замечательными ювелирами, но никогда не создавали орудий для подлого убийства. Скорее всего, автором кулона является неизвестный нам, но, несомненно, чрезвычайно талантливый ювелир.
В средние века начался период доминирования в ювелирных украшениях драгоценных камней. В этот период элита различных стран стремилась подняться выше окружающих, в чем помогало обладание большими и очень дорогими драгоценными камнями.
Интересно, что знаменитые яйца Фаберже предназначались автором вовсе не для выставления на полках. Это не что иное, как кулоны, которые, видимо, перестали быть востребованными как подвесные украшения, и стали украшать интерьеры. А изначальное предназначение яиц Фаберже постепенно забылось.
Во времена позднего средневековья предназначение золотых подвесных украшений немного изменилось. Золотые кулоны стали не только украшать, но и служить в качестве наград или знаков отличия. Различные ордена в России и Франции, а также германские кресты нужно было носить на ленточках, подвешивая их на шею, в качестве кулонов. Кроме того, кулоны играли роль последней связи с семьей и домом. Они помещали в кулоны щепотки родной земли, портреты и пряди волос жен и детей.
С помощью кулонов вся Европа защищалась от сглаза. С этой целью носили на груди Глаз Бога, который является одним из наиболее древних еврейских символов. И это несмотря на властвующий в эту эпоху в Европе антисемитизм.
Современные кулоны по конструкции мало отличаются от старинных, но технологии ушли далеко вперед, и современные ювелирные интернет магазины обладают более совершенными инструментами и материалами, что позволяет им создавать более сложные изделия. Конечно, независимо от эпохи, большая часть результата определяется мастерством ювелира |