Искусство убеждать людей

Любите ли вы, когда вам навязывают чужое мнение? Видимо, нет. Но этого и другие не любят. Запомните это и попытайтесь использовать свое знание на практике.
Например, так, как это делал американский президент Теодор Рузвельт. Еще в его бытность губернатором штата Нью-Йорк ему удалось провести реформы, против которых были настроены местные политические боссы, причем при их же помощи.
Когда Рузвельту понадобилось подыскать на видный пост подходящую кандидатуру, он обратился за советом к боссам. Они предложили человека, явно непригодного. Рузвельт попросил подыскать кого-нибудь получше.
Боссы согласились. Они предлагали одного кандидата за другим, пока наконец не подобрали такого, который устраивал губернатора. Но у боссов-то было впечатление, что это они выбрали устраивающего их человека. И Рузвельт этим воспользовался.
Он сказал, что, принимая на высокую должность рекомендованного человека, идет навстречу боссам. Теперь их очередь сделать кое-что для него — то есть поддержать реформы.
Итак, совет первый: не пытайтесь навязывать другим свое мнение. Постарайтесь, чтобы собеседник сам пришел к устраивающему вас выводу.
По соседству с домом Дейла Карнеги был парк, где он любил гулять. Нередко там случались пожары, виновни¬ками которых были мальчишки, разводившие костры. Поначалу Карнеги ругал их, грозил. Ребята тушили костры, но стоило Дейлу уйти — огонь вновь пылал вовсю. Тогда Карнеги попытался войти в положение ребят. Дальнейшие его разговоры с ними строились примерно так. «Ребята, я вас понимаю, и сам в детстве я любил жечь костры. Уверен, что вреда парку вы не принесете, но, глядя на вас, тем же могут заняться и другие мальчишки, не такие осторожные, как вы. Может, лучше вообще не давать им такого примера и разводить костры вон там, за холмом, на песке? Короче, я на вас надеюсь».
Результат разговора? У ребят появилось желание сотрудничать со взрослым человеком. Их самолюбию не было нанесено уколов. Наоборот, им польстило, что «дядя» с пониманием отнесся к их играм.
Если вы хотите, чтобы люди изменили свои намерения, не выказывая при этом недовольства, прислушайтесь к нашему второму совету: честно попытайтесь посмотреть на вещи с точки зрения другого.
Любителям искусства должно быть известно имя американского импрессарио Сола Юрока, много лет организовывавшего в Штатах гастроли советских артистов. Работал он и с выдающимися русскими актерами, волею судьбы оказавшимися в изгнании: например с Федором Ивановичем Шаляпиным. Не секрет, что гениальный певец подчас вел себя, как ребенок. По крайней мере, со стороны так это выглядело. Порой в день выступления звонил он Юроку и говорил, что петь не сможет,— так плохо себя чувствует. Юрок мчался к Шаляпину, сочувствовал, предлагал расторгнуть контракт. Шаляпин вздыхал, про¬сил зайти попозже — может, полегчает. В течение дня Юрок еще несколько раз заходил к Федору Ивановичу, принося с собой дух сочувствия. Кончалось тем, что вечером Шаляпин пел... Но разве сочувствие нужно только великим? В нем нуждаются все: товарищ по работе, получивший нагоняй от начальника, захворавший сосед, усталая продавщица в магазине...
Таким образом, мы подошли к третьему совету: проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других.
Оглянитесь вокруг: кого вы видите? Очень разных людей. Но что их всех роднит? Каждый — запомните, каждый! — питает к себе уважение, находит в себе какие-то хорошие качества. И эти чер¬ты действительно заложены в каждом. Вот к ним, этим чертам, общаясь с людьми, и надо обращаться.
Однажды к домовладельцу Гамильтону Фареллу обратился жилец, заявивший, что хочет расторгнуть договор и съехать из квартиры. До окончания срока договора оставалось несколько месяцев, и решение жильца оборачивалось для Фарелла убытками. Он не стал скандалить, упрекая жильца, а написал ему письмо, в котором были примерно такие слова: «Как деловой человек я считаю себя в известной степени знатоком людей. Вы мне сразу показались человеком слова, и мне очень не хотелось бы думать, что я ошибся. Не спешите с вашим решением, обдумайте его. Если ваше решение окажется окончательным, что же делать — поступайте по-своему. Видимо, я ошибся в своем суждении о вас...» Жилец, как вы догадались, не съехал: ему хотелось поддержать свою репутацию человека слова.
Итак, наш четвертый совет: взывайте к благородным побуждениям — и не ошибетесь!
Бывает, вы говорите, убеждаете, а собеседник зевает, всем своим видом показывает, что ему скучно. Не сердитесь на него. Скорее всего, виноваты вы сами: не сумели рассказать о том, что волнует вас так, чтобы это захватило другого. Подумайте, как его увлечь. Психологи советуют не пренебрегать опытом, накопленным специалистами рекламы.
Агенты фирмы «Электролюкс» при продаже холодильников зажигали над ухом покупателя спичку — чтобы подчеркнуть бесшумность работы холодильника... Имя Микки Мауса, помещенное на игрушках, спасло от разорения игрушечную фабрику... Луч прожектора, падавший на витрину со сладостями, привлекал вдвое больше покупателей, чем обычная витрина... Каждый хороший торговый агент знает массу способов продемонстрировать лучшие стороны своего товара. Он заинтересован в реализации товара, поэтому постоянно изыскивает новую форму рекламирования. Но разве вы не заинтересованы в том, чтобы убедить собеседника?
Итак, наш пятый совет: придавайте своим идеям наглядность, вовлекайте собеседника в «игру».
Смит, губернатор штата Нью-Йорк, долго искал человека, который согласился бы стать начальником печально знаменитой каторжной тюрьмы Синг-Синг. Наконец остановился на кандидатуре молодого энергичного человека. Выслушав предложение, тот растерялся. Видя это, Смит улыбнулся и сказал: «Я не осуждаю вас за то, что вы испугались. Дело нелегкое. Тут требуется человек незаурядный и мужественный». Молодой человек принял вызов. Он выстоял и стал самым знаменитым в истории Америки начальником тюрьмы. Звали его Люкс Лос. Ему посвящены десятки фильмов и книг, а его методы перевоспитания преступников заслужили признание во всем мире.
А отсюда наш шестой совет: постарайтесь пробудить в человеке самолюбие.
Напоследок — совет, как следовать этим рекомендациям. Выпишите их на листе бумаги, читайте каждое утро, настраиваясь на общение с людьми. Не пожалейте десятка минут вечером на анализ ситуаций прошедшего дня. Подумайте, как вы общались, сумели ли быть доброжелательным к людям, удавалось ли убедить их? Не получилось что-то сегодня, попробуйте завтра. Верьте в свои силы!
контрольные работы по математике
|